Новости



Если завтра война

Facebook
Один против всех: супервоин Марк Милли

Начальник американского генштаба предрёк эпоху ожесточённых войн за выживание.


10 ноября Путин, несмотря на пресловутую «пандемию короновируса», возобновил свои традиционные военные совещания в Сочи. В нынешней обстановке это имеет особое значение. Глобальное нарастание кризисных явлений, в частности, недавняя сокрушительная победа Азербайджана над Арменией в Нагорном Карабахе, со всей ясностью показало: военные инструменты играют в современной мировой политике всё более важную роль.


На этом фоне очевидная деградация Вооружённых сил США ставит перед Россией (и не только перед ней) целый ряд важных и злободневных вопросов. Какой будет военная политика новой американской администрации? Насколько серьёзные изменения ждут приоритеты военной стратегии Пентагона при новом президенте? К чему надо готовиться Москве в области военного противостояния с Вашингтоном?


Такие вопросы сегодня не сходят со страниц специализированных оборонных ресурсов как в рунете, так и в англоязычном сегменте всемирной паутины. Мнения высказываются самые разные, кипят дискуссии и споры. А между тем, волнения экспертов, скорее всего, напрасны. Ибо большому счёту в области американской военной политики что-либо серьёзно измениться просто не может. С одной стороны, инерция геополитической деградации Вашингтона слишком велика. А с другой – непомерные амбиции и гордыня американской элиты не позволяет реальным хозяевам Америки признать этот очевидный факт и внести в свои действия необходимые поправки и коррективы.


Поэтому дряхлеющий «мировой гегемон», скорее всего, натворит ещё немало бед. Американской мощи, пусть даже угасающей, ещё долгое время будет вполне достаточно, чтобы создать кучу проблем всему остальному человечеству. Чтобы понять, какого рода могут быть эти проблемы, полезно вспомнить большую программную речь, которую почти 5 лет назад произнёс один из главных американских военспецов – генерал Марк Милли.


Тогда, ещё при Обаме, он был начальником Генерального штаба сухопутных войск США. Сегодня, при Трампе, он занимает высший военный пост в Соединённых Штатах – пост председателя Объединённого комитета начальников штабов всех американских Вооружённых сил. Останется он на своём посту и при Байдене (если тот победит), во всяком случае, на первых порах.


Этот генерал – замечательный символ той самой «американской военщины», о которой так любила в своё время писать советская пропаганда. Только на самом деле военщина эта – совсем не такая глупая, как изображал ей советский Агитпроп. Она очень опытная. Амбициозная. Упорная. И очень опасная.


В начале октября 2016 года Милли выступил на собрании Ассоциации Армии США (Association of the United States Army) с большим докладом. Генерал сразу заявил: «Наша задача – видеть тенденции дальше и делать прогнозы лучше, чем наши враги». И изложил собравшимся, как именно видит нынешняя военная элита Америки возможные пути развития человечества вплоть до 2050 года.


А она видит впереди эпоху ожесточённых войн и конфликтов. Милли сказал: «На Земле сегодня нет единого международного органа власти, достаточно могущественного для того, чтобы поддерживать мировой порядок на всей планете. Отсюда рост нестабильности: многие страны не могут обеспечить контроль за распространением организованного насилия на своей территории.


В этой системе международной анархии базовый интерес любого государства — выжить. Выжить в системе, в которой нет высшей инстанции, нет единого арбитра и не к кому обратиться за защитой. Но без такого глобального регулятора, в условиях, когда каждая страна готова самостоятельно обеспечивать свою безопасность любой ценой, возникновение межгосударственных конфликтов и войн на определенном этапе практически гарантировано...»


По отношению к нашей стране генерал Милли суров и беспощаден. Он заявляет: «С военной точки зрения Россия – угроза номер один. Со времени падения Берлинской стены США были безоговорочным мировым военным, политическим и экономическим лидером. Мы жили в условиях т.н. «однополярного мира». Эта ситуация меняется, и меняется быстро. Сегодня США стоят перед большими и серьёзными вызовами почти везде: в Европе, в Азии, на Ближнем Востоке. Мы видим реваншистскую Россию, которая модернизировала свою армию и ведет агрессивную внешнюю политику в Грузии, в Крыму, на Украине и в других местах.


На второе место в списке военных угроз Америке генерал ставит Китай. Милли говорит: «В Азии продолжается крупнейшая экономическая трансформация за последние века. Это привело к быстрому росту Китая, к превращению его в великую державу с огромной боеспособной армией и ревизионистской внешней политикой, направленной на пересмотр сложившегося баланса сил…»


Другие угрозы своей стране генерал характеризует так: «Мы имеем дело с Северной Кореей, которая быстро развивает ракетные технологии, увеличивая свои возможности по доставке ядерного заряда на нашу территорию. Агрессивный Иран с помощью тайных операций проводит политику, имея цель завоевать господство на всём Ближнем Востоке.» Главный вывод Милли суров и краток: «На наших глазах меняется весь мировой геополитический порядок. Этот мировой порядок находится на грани краха в огромных регионах, которые жизненно важны для Соединенных Штатов Америки…»


В своих тревогах Милли не одинок. С генералом вполне согласен директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер, который в том же 2016 г. заявил: «Непредсказуемая нестабильность — вот новая норма нашей жизни. Россия вступила в прямую конфронтацию с Западом, Китай продолжает уверенную модернизацию своих вооруженных сил и проводит учения, которые беспрецедентны по масштабам и сложности. За 50 лет работы в разведке я не видел более разнообразного набора вызовов и кризисов, чем те, с которыми мы встретились сегодня...»


Больше всего генерала Милли интересуют чисто военные аспекты будущих кризисов и конфликтов. Он видит три главных фактора, которые определят характер войн в ближайшие 30 лет. Первый такой фактор – взрывной рост городского населения. Второй – изменения климата и природной среды обитания человечества. Третий – стремительное развитие технологий, в первую очередь в области информатики, кибернетики и робототехники.


Про влияние урбанизации на военное дело Милли говорит так: «Война – это политика, которую ведут другими средствами. А политика основана на силе человеческих масс. С военной точки зрения, одна из наиболее важных массовых тенденций современности – переселение людей в большие города. По всему миру мы видим интенсивнейшую урбанизацию. Беспрецедентные массы людей целенаправленно перемещаются из одного региона в другой, усиливая эффекты глобальной дестабилизации. К 2050 году 70 процентов мирового населения (более 5,5 миллиардов человек) будут жить в городской застройке. Поэтому войны XXI века неизбежно будут происходить преимущественно в городах, что имеет принципиальное значение для развития наших вооруженных сил.»


А вот как видится генералу влияние на войну природных факторов: «Изменение климата — еще один важный долговременный фактор будущей нестабильности. Уровень моря повышается, а ведь большинство населения Земли живет именно на побережье. Это будет иметь значительные последствия для борьбы за ключевые ресурсы, необходимые для поддержания человеческой жизни – за пищу и пресную воду. Мы уже являемся свидетелями исчезновения чистых рек и озер во многих частях света. Например, к середине нынешнего столетия может исчезнуть озеро Чад — важнейший источник воды для центральной Африки, которая и так находится на грани взрыва по многим другим причинам. Надо признать: разрушительные войны за ресурсы в Африке, на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии неизбежны!»


Ещё Милли очень серьёзно обеспокоен технологическими вызовами новой эпохи. Он говорит: «Развитие технологий радикально изменит сам характер войны. Наша способность видеть, наблюдать, поддерживать связь и накапливать информацию достигла невиданного уровня. Сегодня каждый человек, каждое электронное устройство — это платформа для наблюдения и связи, способная передавать информацию в реальном времени. Вся эта информация может быть использована в военном деле и серьезно повлиять на исход боевых действий.


Информация это власть. Поэтому бесконтрольное распространение информационных технологий быстро размывает ту власть, которой раньше обладали лишь государства, контролировавшие информацию. Такое размывание государственной власти очень опасно и резко усиливает нестабильность.


Кроме того, с развитием информационных технологий появился новый вид военных действий — кибероперации. Это повлечёт серьезнейшие последствия для вооруженных сил. Сегодня можно нанести огромный урон экономике и вооруженным силам любого государства исключительно путем использования кибер-инструментов. Мы видим это в нашей повседневной жизни на примере хакеров и кибер-преступников, но их вред – лишь незначительное неудобство по сравнению с тем ущербом, который может быть нанесён нам ресурсами такого государства, как Россия или Китай, или даже Северной Кореи и Ирана.


Плюс к тому, радиоэлектронная борьба сегодня тоже драматически расширила свои возможности. Современные комплексы РЭБ способны эффективно дезорганизовывать вражеские вооруженные силы и выводить из строя оружие противника.»


Развитие информационных технологий, предсказывает генерал Милли, повлечёт за собой взрывной рост количества и качества боевых роботов, которые со временем будут доминировать и на самом поле боя, и над ним – в воздухе и космическом пространстве. Он предсказывает: «В ближайшее десятилетие ожидается, что роботы станут частью нашей повседневной жизни. Пока в армии мы используем роботов ограниченно – из них наиболее известны беспилотные летательные аппараты. Но масштаб применения боевых роботов скоро резко возрастёт. На вооружение могут быть приняты беспилотные истребители-бомбардировщики, беспилотные подводные и надводные корабли. Увидим мы роботов и во время операций наземных войск.


Надеюсь, в ближайшее время нам покорится также и «мать всех технологий» — искусственный интеллект, в рамках которого машины получат способность к самостоятельному обучению и совершенствованию...»


Общий вывод генерала таков: «Политические, экономические, технологические и природные изменения стремительно набирают силу. Уже в ближайшей перспективе они могут привести к самым быстрым и масштабным трансформациям в военном деле, которые мы когда-либо видели в человеческой истории.»


С такой оценкой трудно не согласиться. Кроме того, доклад Марка Милли – яркое свидетельство того, что глобальные амбиции американских элит и их претензии на мировое господство никуда не делись. Поэтому в России генералы и адмиралы, военные конструкторы и технологи тоже упорно работают по всем ключевым направлениям развития военного дела.


Результаты этой работы президент Путин, выступая 10 ноября 2020 г. на совещании с руководящим составом министерства обороны и предприятий оборонно-промышленного комплекса страны, охарактеризовал так: «По ряду стратегических вооружений наша страна ушла далеко вперёд других ведущих военных держав мира. Впервые в истории наша страна выступила не в роли догоняющего, а сама предложила такие образцы оружия, которые просто не имеют равных в мире. Они на годы и даже на десятилетия опережают зарубежные аналоги…»


Мы русские, с нами Бог. Господи, благослови!


Константин Душенов, директор Агентства аналитической информации «Русь Православная»

Русский голос



Слово Пастыря

Вконтакте