Новости



Если завтра война

Facebook
Нет ощущения, что Собор созывается по воле Божьей
Всеправославный Собор, который так долго готовился, фактически сорван: уже три Поместные Церкви, Болгарская, Антиохийская и Сербская, официально объявили, что участвовать в нем не будут. При этом неучастие даже одной Поместной Церкви делает проведение Собора и невозможным, и бессмысленным.

«Каково ваше отношение к спорам вокруг соборных документов? Как вы оцениваете перспективы Всеправославного Cобора?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил: «Документов к Всеправославному Собору я не изучал, но знаю, что они очень серьезные, и готовились в течение продолжительного времени богословами всех Поместных Церквей».

«Что касается самого Всеправославного Cобора – у меня такое впечатление, что необходимости в его проведении нет, - признался он. - С одной стороны, Всеправославный Собор не собирался уже более тысячи лет, а с другой - до сих пор на подготовительной стадии не преодолены принципиальные разногласия, и не похоже, чтобы они могли быть разрешены. Поэтому есть ощущение, что лучше с его проведением повременить. Должно наступить время, когда станет ясно: Всеправославный Собор собирается не просто по желанию человеческому, а по воле Божьей. Сейчас такого впечатления не возникает».

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, сказал: «Всеправославный Собор, конечно, не может не вызывать тревогу у верующих людей, которые к таким апокалиптическим, символическим действиям относятся настороженно и связывают с ними свои страхи.

В то же время жизнь Церкви в окружающем ее изменившемся мире изменилась. Церковь, существующая для людей, для тех, кто поверил Христу, должна определять себя в новых условиях, указывать, где границы нашего спасительного ковчега, который Господь нам дал, и не позволит всем, кто в нем находится, погибнуть. Понимание Церкви при этом остается разным у разных людей, и нужно понимать: Бог промыслом своим делает ее такой, какой она должна быть. Это относится и к ее развитию, и к происходящим событиям.

И Всеправославный Собор не находится вне промысла Божьего, его совершение или отдаление не во всем зависит от людей, поэтому мы должны относиться к нему как к части Божественной воли, Божьего замысла о мире, и не удивляться, что этот замысел не соответствует нашим ожиданиям и представлениям о хорошем.

Я не вижу ничего дурного в том, что Собор не состоится в назначенное людьми время, а произойдет тогда, когда на то будет воля Божья. А нам, конечно, нужно прилагать усилия, выражать свою точку зрения, но при этом спокойно относиться к тому, что происходит не по нашему хотению, а по Божьему велению».

Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, считает, что «большинство православных христиан России против этого Собора из-за всего вышеперечисленного. А недавно пришла новость с Афона: один из авторитетных духовников, старец Гавриил, подверг критике готовящийся Собор. Он сказал: многие архиереи нашей Церкви просто не знают, что готовится уния с Римом, - чего православные христиане допустить не могут. Да, мы за мир, осуждаем пороки, войны, голод, однополые "браки", но это не значит, что мы можем на этой почве сближаться с еретиками.

Старец Гавриил также предостерег: если этот Собор состоится, и Россию, и мир ждут огненные испытания – Господь так отреагирует на подвижки православных в сторону инославия. Сейчас действительно нависла большая угроза чистоте православной веры, поэтому христиане всего мира должны объединиться и сохранить ее.

Кроме Болгарской и Антиохийской Церквей христианский мир возлагает очень большие надежды на Грузинскую Церковь, так как Патриарх Илия тоже подверг резкой критике все эти "новшества" церковной жизни и в плане экуменизма и многие другие. Грузинская Церковь вышла из Всемирного совета церквей, чего наша Русская Православная Церковь пока не сделала, поэтому все православные смотрят с большой надеждой на Патриарха Илию, ожидая его недвусмысленного высказывания.

Нужно сказать еще вот о чем: чтобы решать заявленные вопросы, не нужно созывать Собор. Это может быть совещанием, где все главы Православных Поместных Церквей выскажутся по важным вопросам, будь то деление Патриархий или дарование Автокефалий каким-то Церквам, отношение к веяниям времени и так далее. Само слово «Собор» очень настораживает. А беспрецедентное поведение Константинополя утверждает в опасениях. Как говорят у нас, в Константинополе "идут напролом". Все это внушает тревогу.

Поэтому и я, и многие другие священники опасаются решений Собора, которые грозят большим расколом, так как не все согласны с идеями, которые Константинополь высказывает. Кстати, ранее Патриарх Кирилл настоял на таком принципе созыва Собора: "Или все, или никто", хотя Константинополь предлагал другую модель - принцип большинства. Посмотрим, как будут развиваться события дальше. Будем молиться, чтобы Собор, если он даже состоится, не навредил христианскому миру, христианской вере».

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, полагает, что «если люди смогут объединиться и договориться, то получится силища, которая может сдвинуть горы. А если люди не могут этого сделать, это величайшая слабость, так ничего не получится.

Сила Всеправославного Собора именно в том, чтобы собраться, и если предмет общения будет всем настолько близок, это даст положительный результат. Люди должны понимать, для чего они туда едут и что они ждут от этого. Если это получится, будут колоссальные изменения. В противном случае не получится добиться целей, которые ставятся перед этим Собором.

Соборные документы - это плод сердечных чаяний людей. Если нет общего единого мнения, нет согласия, взаимопонимания, значит, эти документы не имеют никакой силы, они просто "пустышка"».

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что «перспектив у Собора сейчас не очень много. Христианский православный мир сейчас неоднороден.

Проблема, пожалуй, в том, что мы должны выделить Православие как нечто противостоящее язычеству, то есть идее построения рая на земле, породившую, например, идею потребительства. И сказать, что православный мир оказался вне зоны влияния язычества, было бы ложью. Как в свое время древние иудеи при всех чудесах Христа предпочли язычество, а не Царствие Небесное, так и сейчас эта устремленность к какому-то земному благополучию очень сильна и в православной среде.

И у разных народов эта устремленность в конечном итоге разная. Например, в 70-90-е годы Европа казалась нам каким-то раем, она жила очень благополучно. Но Бог говорил, что "в мире скорбны будете", на земле идет война с дьяволом за духовное самостояние. Люди оказались к этому не готовы, - в том числе и православные.

Вот и отражается все на тех настроениях, которые характеризуют отношение к современному браку и особенно отношение с христианским миром. Потому что не хочется духовной брани, а неприятие католицизма, протестантизма, тем более атеизма и возможных форм сатанизма – это очень серьезная духовная брань. Посмотрите, какой мощный натиск идет на Россию по поводу гей-парадов, введения ювенальной системы, эвтаназии и прочего. Идет он с целью, чтобы мы все это приняли и стали похожи на Европу. Католические и протестантские страны Европы давно с этим смирились и не выступают против.

Получается, строгие нормы, которые должны были быть обозначены на Всеправославном Соборе, вступают в противоречие с законами и обычаями, которые внедрены в современном западном мире. Неудивительно, что Предстоятели Церквей поставлены перед серьезной дилеммой, они могут потерять паству.

Сейчас очень трудно достичь единства по самым важным вопросам бытия. А Книга Бытия затрагивает в первую очередь вопрос брака. Моногамная семья – это центр бытия человечества, иначе все погибнет в грехе. Поэтому требование сохранить традиционность моногамной семьи сегодня очень серьезно. Часть людей к этому принципиально не готова. Они ищут оправдание своим блудным состояниям, безответственности. И тут есть опасность повторить западный путь индифферентного отношения ко многим проблемам. Сначала в Европе погасили религиозные войны, договорившись быть индифферентными по отношению к вере, в итоге уровень религиозной напряженности упал там почти до нуля. Точно так же он упал и в некоторых православных странах, - пусть не до нуля, но значительно. То есть давайте мы не будем спорить о вере вообще, будем принимать каждого человека таким, какой он есть, неважно, что он исповедует, лишь бы соблюдал законы. Но и законы меняются: они теперь разрешают однополые «браки», рассматривают эвтаназию, считают нормой ювенальную систему и прочее.

Человечество сейчас стоит перед выбором: либо восстановить отношения с Богом и вступить в жесткие противоречия с теми, кто не готов это делать, либо искать худого мира на основе либо индифферентности, либо богоборчества. И мы видим: Церкви и Предстоятели, которые выражают мнение своей паствы, не могут достичь согласия с теми, кто готов выполнять волю Божию. Отсюда возникают разногласия и разночтения, и не может быть принято единых документов. Поэтому вероятность проведения Собора довольно низкая».

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, сказал: «Это действительно важнейшие вопросы – отношение к Собору, возможность его проведения, статус этого мероприятия. И хотя во всех официальных документах этот Собор именуется святым и великим, - соборные документы вызывали и продолжают вызывать смущение среди многих неравнодушных православных, и вот почему: ранее они были засекречены и недоступны широкому кругу верующих. Это вызвало много подозрений (правда, по большей части беспочвенных).

И здесь нужно отметить выдающуюся роль, которую сыграл Святейший Патриарх Кирилл. Он на совещании Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези выступил от лица Русской Православной Церкви с инициативой предать все соборные документы широкой огласке. После их публикации и перевода на языки паствы Поместных Церквей стали появляться и тексты, их критикующие. Один из поводов для критики – формулировки отношения к инославным, которое не без оснований называют экуменическим, в недостаточной мере определенным, как будто бы отрицающим, что Истина может быть только в одном месте. А если она только в одном месте, что это за место? Неужели Православная Церковь будет свидетельствовать, что истина находится не внутри нее, а вне?

Это и отношение к браку - тем более тревожащее, чем активнее ведется наступление и уничтожение института традиционной семьи на некогда христианском, а теперь постхристианском Запада, с которым, по понятным причинам, весьма тесно соприкасается Константинопольская Церковь.

К сожалению, говорить о свободе и неангажированности Фанара сложно. Ни для кого не секрет тесные связи этого административного органа и его руководителя патриарха Константинопольского с соответствующими административными и иными кругами "мировой державы". И в этой связи тем более удивительны претензии на некую особую объективность и независимость действий Константинопольской Церкви.

А второй важнейший момент – папистская тенденция. Не в смысле каких-то реверансов в сторону Римско-католической церкви – речь идет о претензии Константинопольского патриарха, равного Предстоятелям других Церквей, на некую вселенскую полноту власти, на право некоего арбитража, на функцию решающего органа в межправославных отношениях.

Это проявляется и в том, что на Собор, вопреки настояниям и просьбам представителей других Поместных Церквей, и в особенности Патриарха Кирилла, не пригласили, как это было раньше, всех епископов Поместных Церквей – и вот тогда это действительно был бы Вселенский Собор. Они собирались со всего мира в раннее средневековье, - что уж тут говорить про XXI век, когда средства связи и транспорта таковы, что проблемы приехать ни для кого нет? Тем не менее, Константинополь настоял: каждая Церковь должна быть представлена делегацией. Поэтому возникает вопрос: «А какой же это собор?» - это просто расширенное совещание, епископская межправославная коллегия, но едва ли Собор.

Более того, на Вселенских Соборах решения принимались соборным единогласием, которое опиралось на большинство мнений. Ну а какое может быть «большинство мнений», когда, например, Русская Православная Церковь, которая по численности своей паствы и по количеству епископата больше, чем все остальные Церкви, вместе взятые, имеет всего один голос, как все остальные? Как это может вообще соотноситься с идеей понимания Собора, существовавшей в древности?

Кроме того, в соборных документах, в регламенте работы Собора отмечено, что о принятых на Соборе решениях Поместные Церкви извещаются специальными письмами Константинопольского патриарха. Что же получается? – съехались делегация, обсудили вопросы, приняли решения, документы и уехали домой. И они даже не могут отчитаться перед своей паствой, рассказать, куда ездили и что там было, пока не соизволит прислать письмо Константинопольский патриарх.

Все это – и экуменистические нотки в вопросе отношения к инославному, неправославному миру, и неопределенность в отношении к богопротивным, противоестественным порокам, которые выдаются в современном мире за формы брачного сожительства, и последовательная и даже не очень скрываемая тенденция Константинополя претендовать на распорядительную, главенствующую роль во всем православном мире, чего не было никогда - все это приводило верующих в огромное смущение, и критика соборных документов усиливалась.

Но, наверное, Господь как-то милует христианский мир от такого собрания, которое может принять страшные по своим последствиям, разрушительные для христианского мира решения, внести раскол в христианский мир. На все призывы встретиться для принятия решений Предстоятелям Церквей, лицам, обличенным иерархической властью, греки отвечают отказами – быть может, с промыслительной слепотой.

И вот одна из старейших по диптихам Православная Церковь – Антиохийская – заявляет о своем неучастии, а также Болгарская церковь. Очень сильно колебались грузины. Я думаю, и Русская, и другие поместные Церкви, увидев отсутствие всеправославного если не консенсуса, то присутствия, тоже могут со всем основанием сказать: это уже не Собор.

Не хочется уходить из высоких материй в низменные, но заметим: Константинополь, собирая эту высокую коллегию, объявил о своей финансовой несостоятельности, и потребовал, чтобы все участники делали взносы, что для всякой Церкви в условиях кризиса, которым охвачена сейчас и Россия, и Европа, - тяжелейшее финансовое бремя. Да и выбранное место едва ли удобно для большого количества прибывших отовсюду высоких делегаций.

Ну и последнее, что хочется сказать: быть может, единственным спасением этого Святого и Великого Всеправославного Собора могло бы стать принятие предложения Святейшего Патриарха Кирилла - собраться в Москве. Есть огромный храм Христа Спасителя, другие площадки. Так вот, единственным спасением было бы сказать: приглашаются все епископы с правом голоса, а не "одна Церковь - один голос". И тогда это собрание действительно приобретет величайший авторитетный статус, потому что такие собрания устраиваются не человеческой волей, но Духом Святым. Но Константинополь не хочет, потому что это значит если потерять не лицо, то инициативу и претензии на свою особую роль в христианском мире. Будем надеяться, что не по воле человеческой (в том числе не всегда доброй), а по воле Божьей Соборное, Вселенское единство Православия не будет нарушено».

Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает: «Очевидно, что за время, пока Вселенские Соборы не собирались, накопилось огромное количество противоречий среди православных. И эти противоречия или спорные вопросы не могут быть решены быстро и авторитарно. То есть, чтобы их решить, нужно, чтобы все шли друг другу навстречу. И насколько я понимаю, желание идти навстречу у многих Церквей есть, кроме Константинопольского Патриархата. Это стало ясно в последний момент. Но без желания прислушаться к другой стороне невозможно выработать общее решение. И это главная проблема.

В конце концов, нет единства, о котором много говорили. И тогда возникает вопрос: зачем тогда этот Собор, нужен ли он вообще? Ведь вместо того, чтобы продемонстрировать единство всему миру, будет демонстрация разобщенности и нежелания договариваться. Получилась неприятная ситуация, красивого выхода из которой уже нет. Лучшее решение - чтобы Собор вообще не собирался».

Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, сказал: «Честно говоря, я не вижу смысла в проведении Собора сейчас. Всеправославные Соборы всегда собирались по важным вероучительным вопросам, касающимся догматического строя Церкви.

Кстати, именно Русская Православная Церковь настояла, чтобы предложенные для обсуждения документы опубликовали, и все члены Поместных Церквей могли обсудить их у себя – Патриарх Кирилл приложил к этому большие усилия. По сути, эти документы не носят вероучительного характера, они, скорее, регулируют внешнюю, бытовую жизнь православных верующих. Честно говоря, поднятые Всеправославным Собором вопросы могли бы решиться на местах в поместных Православных Церквах с учетом национальных или региональных особенностей той или иной Церкви - например, вопрос о браке.

Так зачем собираться? Просто продемонстрировать свое единство? Оно и так никем не оспаривается, между поместными Православными Церквами есть евхаристическое общение – мы можем причащаться друг у друга и принимать таинство. Это и есть показатель единства Церкви.

Между тем события, предваряющие проведение этого Собора, к сожалению, показали: в семье Православных Церквей кое-кто хочет стать старшим, главным. Я сейчас говорю про Константинопольский Патриархат, который, на мой взгляд, очень хотел бы превратиться в "восточный понтификат". В Римской католической церкви папа имеет право вето, а в семье Православных Церквей такого не может быть, потому что там существует равенство в принятии соборных решений. Оно основано на словах Христа: "Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом". Христос пришел в этот мир, чтобы послужить и отдать жизнь свою для искупления многих. Он задал эталон отношений между православными христианами, между священниками, епископами, церквами. У нас человек, который богаче других, имеет связи, становится "господином" над другими людьми, и ведет себя соответственно. А Христос предостерегал от таких отношений.

Сегодня что мы видим: Фанар ведет себя не так, как советовал поступать христианам Христос. Он пытается перетянуть одеяло на себя, навязывать свои правила игры. В семье Православных Церквей такое невозможно. Естественно, это вызвало отрицательную реакцию ряда Церквей: они внесли свои поправки, в том числе перечисленные. Антиохийская Церковь на грани отказа от участия из-за спора о юрисдикции Катара (там своя тема), Кипрская Церковь высказала замечания по документам, Грузинская - замечания по документам с угрозой отказа от подписания, Болгарская – отказалась от участия в Соборе. Русская Православная Церковь предложила замечания по документам, а также созвать срочное совещание, чтобы уладить все имеющиеся проблемы. Кроме этого, были замечания Священного Кинота Святой Горы Афон, к которому тоже прислушиваются. По сути, Собор под угрозой срыва.

Но что мы видим со стороны Фанара, Константинопольского Патриархата? Он отказываются пересматривать документы, считая это нарушением регламента. Возникает вопрос: а зачем вообще собираться делегациям Поместных Православных Церквей, если все уже решено?

Фанар пытается быть не только "модератором" Собора, но и доминировать. Естественно, ни к чему хорошему это не приведет. Зная геополитические игры Константинопольского Патриархата с представителями правительственных кругов США, можно предполагать: в ход пошли политические интриги. Последнее заявление Фанара – фактически попытка сорвать Всеправославный Собор. Кто-то очень не хочет его проведения. Это неправославное поведение.

Думаю, сейчас Фанар еще мог бы сохранить хорошую мину при плохой игре, согласившись с предложением Русской Православной Церкви - созвать срочное совещание представителей всех Поместных Церквей и все обсудить вопросы. Но насколько я понял, Константинопольский Патриархат уже от этого отказался. Это его дело, но доверие к нему упадет. А его сложно завоевать, но потерять очень легко. И, к сожалению, Фанар идет по этому пути».

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сказал: «Сейчас в Православной Церкви мы наблюдаем очень взвешенный и правильный подход к большинству современных вопросов. Одна Поместная Церковь не навязывает своего мнения по тем или иным частным вопросам другой Поместной Церкви. Вот, например, вопрос экуменических связей: какие-то Церкви активнее контактируют с папой Римским и католиками, а другие менее активно. Кто-то активно участвует во Всемирном совете церквей, а другие считают, что это не может представлять интереса для Православной Церкви как носительницы истинной веры. Однополых «браков», слава Богу, православные нигде не признают.

Так что, получается, большинство вопросов, которые могли быть вынесены на Всеправославный Собор, в практической части уже решены. Но есть и другие вопросы, - например, о признания автономий или автокефалий, или когда какое-либо государство распадается и делится на мелкие, как в этом случае быть Церкви. Но, думаю, и для решения этих вопросов нет необходимости для всеправославного форума, их можно решить путем взаимных консультаций.

Мое мнение еще подтверждается тем, что у большого числа православных людей само проведение Всеправославного Собора вызывает чувство тревоги и неуверенности, - не будут ли там решения, которые серьезно повредят православному вероучению. И несогласие участвовать в этом Соборе во многом связано с тем, что есть такие Поместные Церкви как Константинопольский Патриархат, который настаивает на определенной повестке и не приемлет изменений в ней. Это упорство тоже вызывает некоторые подозрения, особенно когда Патриарх Константинопольский считает себя ответственным за единство Церкви. Но за это отвечает Христос! Именно Бог через действие Святого Духа позволил Церкви выработать догматы и особенности вероучения, которые делают нас едиными, потому что мы веруем одинаково».

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, напомнил, что «все церковные Соборы, особенно выдающиеся, собирались для решения каких-то внутренних церковных задач, проблем, возможных ересей, врачевания внутренних болезней. И этого обычно достигали тем или иным путем, хотя и не без потерь. Мы знаем из истории, что не все признавали решения Соборов.

На этом Соборе никаких решений применительно к внутрицерковной жизни решать не предполагалось, и все эти документы носят в хорошем смысле декларативный характер, они объявляют окружающему миру и верующим людям об определенном отношении к барку, как строятся связи с внешним миром и прочее. Формулировки могут быть разными в разных Поместных Церквах. И задача Собора унифицировать это, добиться единообразия.

Но если этого не получилось, это не трагедия. Еще апостол Павел писал: "Надлежит быть и разномыслиям между вами". Вот разномыслие и осталось. Ну, не согласен кто-то один, - значит, дальнейшая деятельность в этих направлениях будет происходить либо индивидуально, либо на началах взаимных переговоров, и будут общие заявления между отдельными Церквами. Больше проблем я не вижу».

Русский голос



Слово Пастыря

Вконтакте