Новости



Если завтра война

Facebook
Православие как смыслообразующий стержень русской истории
Царьград поговорил с заместителем декана философского факультета МГУ имени Ломоносова Алексеем Козыревым о русской идентичности и философской традиции.

Царьград: Что есть русский человек, можно ли расшифровать его "код"? Какова русская идентичность?

Алексей Козырев: Вы знаете, я не очень люблю слово "код", применительно к вещам, связанным с культурой и духовностью. Когда мы говорим о генетическом коде, понятно, что это геном человека, некая наследственность, которая механически, автоматически передается от поколения к поколению. Когда же мы говорим о культуре, о русской культуре, о русском человеке, то, наверное, ни о каком автоматизме здесь говорить нельзя.



Все-таки русским человек становится не по биологии, не по некоей материнской плате, условно говоря, как в компьютере, а потому что он сознательно принимает определенный стиль, определенный цивилизационный образ - жизни, существования, веры. И здесь, конечно, нужно несколько факторов вспомнить. Прежде всего, это русский язык. Не возможно быть русским, не говоря по-русски и не общаясь с тем богатством языка, который дарован нам предками, который определенным образом для нас организовали смысловым образом святые Кирилл и Мефодий. На самом деле они не выдумали язык с нуля, язык нельзя выдумать. Они работали уже с тем материалом, который был, который достался нам от предков.

Второе - это, конечно, вера. И православие является смыслообразующим фактором в истории русской цивилизации. Ну, и третье - это, наверное, наше пространство, которое делает нас великодушными и щедрыми. Мы воспринимаем как свое и Троице-Сергиеву Лавру, и Соловки, и озеро Байкал. И если мы посмотрим на расстояние, которое разделяет эти сакральные вехи географии России, Крым, конечно, то это тысячи и тысячи километров. И во всех этих местах мы чувствуем себя русскими. Мы чувствуем себя русскими, и приезжая на Алтай, и отправляясь к стенам Херсонеса, где был крещен князь Владимир. Но все это, еще раз повторю, не является неким кодом, не является неким заведомо и механически передаваемым фактором. Так же как, допустим, наследственное заболевание или склонность к музицированию.


Троице-Сергиева Лавра в городе Сергиев Посад. Фото: Олег Булдаков /ТАСС


Царьград: "Русское", осознание себя частью нашего великого народа передается через традицию - прежде всего воспитательную?

А.К.: Конечно. Мы ее передаем или мы ее не передаем. Когда в определенный момент мы разрываем эту связь, разрываем преемственность поколений. Начинаем писать нашу историю с 1917 года, с 1991 года, с какого угодно года. Забывая о том, что под этим есть еще толща веков, толща наследия и толща народной жизни, которую нужно изучать, к которой нужно обращаться. Конечно, воспитание. И вопрос, как мы выстроим это воспитание. Вот если мы его выстроим в русском духе, через приобщение к смысловому богатству русской литературы, русской поэзии, русской музыки, русской географии, то это одно. Если мы выстроим ее, следуя каким-то глобальным схемам, единого государственного экзамена, которого нигде нет, кроме, может быть, Китая и Египта, а мы обращаемся к этому как к мировой практике, как к тому, что якобы в лучших и самых передовых странах мира распространено, то мы не получим этого результата. Мы получим просто какую-то дрессуру технологичную, где человек не станет русским.

Потому что русским надо не только родиться. Рождаемся мы с разными, скажем так, "гаплогруппами" в крови. У нас есть и славяне, у нас есть и монголы, у нас есть и множество наций, которые населяют и Поволжье, и Сибирь, и степь. Мы рождаемся разными. Но мы становимся русскими, через приобщение к русской культуре, через приобщение к русскому языку. И вот здесь надо понимать этот фактор, что "русскость" - это не есть какая-то неизмеримая благодать, которая нам дана как некий сок, растворенный в нашей крови. Это процесс воспитания, процесс становления, процесс делания себя русским.


Вид на колокольню Никольского собора, расположенную на искусственном острове Угличского водохранилища, в Калязине. Фото: Наталья Гарнелис/ТАСС


Как проверить, русский ты или нет? Если у тебя в сердце отзывается Волга, Байкал, Троице-Сергиева Лавра, Исаакиевский собор и, например, Чамал на Алтае, то ты русский. Если тебе все это претит, если ты хочешь ехать отдыхать в Таиланд, потому что русские просторы не для тебя, если ты бежишь из этой страны, называешь ее "этой страной", а не Родиной - Россией, то, наверное, все-таки русскости в тебе мало. И, кстати сказать, вот это интересный факт, что иногда очень русские люди в русской культуре начинали ненавидеть свою страну. Вот это еще было в XIX веке. Когда Печерин уезжает и становится католическим монахом... Но это, наверное, такой диалектический момент принятия своей страны. Нужно ее любить. Нужно ее полюбить. Нужно увидеть в ней то, что твое, родное, то, что не головным, а сердечным чувством признается и призывается. И если это будет органической потребностью…


Байкал. Фото: Anton Petrus /Barcroft Images/BarcroftMedia/TASS


Вот сейчас, когда у нас наступила пора санкций, очень многие мои друзья, однокурсники, которые ушли в бизнес, работают в каких-то бизнес-структурах, изменили траектории своих путешествий. Они поехали не в Таиланд, не на Кипр, а поехали они на Ангару, они поехали смотреть столбы Красноярска. Я сам, опять-таки, решил: ну, что ехать на море жариться. Поехал в Сербию. И увидел то, что, нам типологически сродно и близко. Увидел сербские монастыри X-XIII веков. То есть это вещь, которую ты сам в себе должен постоянно призывать и воспитывать. Ты сам себе должен доказывать, что ты имеешь право быть русским. Ты имеешь право называть себя русским. И ты имеешь право гордиться тем, что ты русский.

Потому что русский никогда не исключителен. Русский универсален. Он признает другие нации, он ценит и любит культуру других этносов, других народов. Но при этом он благородно считает, что ему, в общем-то, повезло, ему посчастливилось родиться русским и принадлежать к этой великой культуре и к этому великому гордому слову. Вот, собственно говоря, что я и хотел сказать. Что это не тренинг, в современном бизнес-смысле этого слова. Но это воспитание души. Научиться быть русским. Научить переживать это как свою святыню.

Царьград: Спасибо большое, Алексей Павлович!

Источник

 

Русский голос



Слово Пастыря

Вконтакте