Новости



Если завтра война

Facebook
Брак и сожительство: православный взгляд
По оценке исследователей Высшей школы экономики, брак в России постепенно заменяется сожительством. Особенно активно меняются формы семейной жизни у материально неблагополучных горожан, рожденных после 1975 года. Наибольшие же шансы на вступление в брак у тех, кто до этого проживал с родителями и поздно начал трудовую карьеру.

Сожительство постепенно начинает восприниматься россиянами как равнозначная браку форма семейного союза. Если в поколении, родившемся в 1935-64 годах, брак предпочитали 77% его представителей, то среди россиян, родившихся в 1965-74 годах, таковых было уже 60%, а среди родившихся в период с 1975 по 1984 год — только 44%.

Кроме принадлежности к поколению выбор формы первого союза определяют возраст, опыт родителей, трудовая карьера, тип населенного пункта и место проживания. Так, при прочих равных шанс начать матримониальную жизнь именно с сожительства, а не с брака, в среднем выше у тех россиян, кто имеет только общее (в 1,7 раза) или профессиональное образование (в 1,4 раза). Как поясняют авторы работы, эта тенденция устойчива для всех трех поколений и аналогична ситуации в США, где сожительство также выбирают менее благополучные слои населения. Кроме того, сожительство более характерно (в 1,03 раза) для вступающих в союз в первый раз в раннем (до 17 лет) или, наоборот, позднем (после 26 лет) возрасте и проживающих в городах, а не в сельской местности (в 1,4 раза). Последний фактор особенно важен для женщин наиболее молодого поколения — для них городская прописка увеличивает вероятность сожительства в 1,6 раза.

Снижает вероятность сожительства и повышает шансы на вступление в официальный брак в первую очередь наступление беременности (в 1,7 раза) — причем для самого молодого поколения влияние "эффекта беременности" максимально. Кроме того, на предпочтение брака сожительству влияет проживание с родителями до момента первого союза (в 1,4 раза) и благополучность их семьи (в 1,5 раза). Для женщин всех поколений и мужчин 1964-75 годов рождения вероятность брака прямо зависит от возраста, в котором они начали работать,— каждый лишний год до старта карьеры уменьшает риск вступить в сожительство в 0,94 раза.

При этом, отмечает газета «Коммерсант», практически все российские системы социальной поддержки разницы между браком и сожительством не делают – то есть материальные преимущества, даваемые браком, минимальны.

Regions.ru попросили священнослужителей прокомментировать эти данные.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института:

Эти данные меня пугают и заставляют задуматься: а есть ли будущее у страны, где пары делают выбор в пользу сожительства? Ведь это даже не семьи.

И виноваты, прежде всего, сами женщины, соглашающиеся на такие отношения под давлением мужчин, которые убеждают: «Давай попробуем, а вдруг друг другу не подойдем». Мужчины попросту обманывают женщин, - им приятно, когда о них заботятся: готовят, стирают, убирают. Они боятся ответственности. А женщины боятся не выйти замуж.

Увы, представительницы прекрасной половины человечества потеряли свое достоинство. Женщина - это мать, хранительница очага. Она достойна уважения.

А самое печальное в этом - молодые люди не хотят думать о своей стране. Если бы в России так же часто, как раньше, шли войны, мужчины понимали бы, что необходимо иметь законную супругу, как можно больше детей, потому что кто-то из них может погибнуть, а продлевать род, ухаживать за родителями нужно. Возможно, они пересмотрели бы свое отношение к браку.

Виноваты в сложившейся ситуации и родители, которые не воспитывают своих детей должным образом, не говорят, что так жить грешно. Мать должна внушать дочке: «Нельзя быть легкодоступной, чем выше ты себя ценишь, тем больше тебя будут уважать». А отцы – сыновьям: «Так поступать некрасиво, это обман. Если ты хочешь начать совместную жизнь, женись».

А еще мы видим антипример с экранов телевизоров. Многие звезды кино, спорта, телевидения живут так называемым «гражданским браком», заявляя об этом во всеуслышание. А нам нужен другой пример: хорошие, крепкие, многодетные семьи. Хочется верить, что через какое-то время именно о них нам и будут рассказывать.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»:

Самые благополучные семьи с большим количеством детей и верные друг другу, как правило, бывают только у миллиардеров. А чем неблагополучнее семья, тем, к сожалению, люди скатываются все больше к состоянию, как было в Риме, где рабам запрещалось вступать в брак. Брак считался привилегией высших сословий – людей, которые, могут себе это позволить материально и по статусу.

Брак действительно дает многое, но он требует определенных вложений, духовных и материальных. В противном случае, если нечего вложить или человек не понимает, что надо вложить, а не только получать, и зачем ему нужен брак, ничего не получится. Причем если раньше не понимали в основном мужчины, потому что не хотели или не могли принять обязательства, то сейчас и женщины спокойнее к этому относятся.

Современный мир не дает женщине в браке социальных и материальных преимуществ. Если 30 лет назад статус «разведенка с ребенком» был уничижительным, то сейчас и слова-то «разведенка» нет. Это как с вождением автомобиля: раньше водили только мужчины, потому что женщина физически не могла справиться: надо было уметь ремонтировать машину, руль без гидроусилителя крутить было тяжело, - а сейчас и мужчина не разбирается, как устроена машина, можно вызывать эвакуатор в случае поломки. И теперь женщин за рулем больше. Так и в браке женщины спокойно стали относиться к статусу «разведена» или «незамужем». Это их не пугает.

Кроме того, много отрицательных примеров, когда девочка выросла в неблагополучной семье, где ее мама прожила всю жизнь с алкоголиком. Для чего ей такое счастье? Теперь она боится связать с кем-то свою жизнь навсегда. А штамп в паспорте действительно не принципиален и не дает дополнительных преимуществ. Так чего ради ей вступать в брак?

Жить просто так без обязательств, родив максимум одного ребенка, а дальше предохраняясь или делая аборты - это как сегодня научиться водить автомобиль, а жить в браке – это как самолет водить, требует больше усилий и вложений. Но это не всегда видно со стороны и не всегда осознается людьми.

И для этого все же действительно надо иметь материальную базу. Когда живешь в квартире с родителями - куда приведешь жену, как будешь содержать ее и детей? Поэтому я не хочу сказать, что люди не вступают в брак от безответственности, скорее они не могут себе этого позволить из-за чувства ответственности. Если даже есть однокомнатная квартира, то при рождении детей нужна хотя бы двухкомнатная, и, даже взяв ипотеку, человек на 20-30 лет втягивается в кабалу и должен отдавать несколько десятков тысяч ежемесячно. А если я не могу обеспечить семью жильем, то какой я муж?

Так что тут целый комплекс проблем, и исследование Высшей школы экономики вполне адекватно.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:

Я бы сослался на Библию, которая нас четко ориентирует: допотопное человечество было разделено на тех, кто почитал Бога, и тех, кто хотел устроить жизнь с наибольшим комфортом на Земле. В конечном итоге произошла деградация, человечество перестало интересоваться истиной как таковой, утратило способность к любви. И когда Господь увидел, то сохранил только те семьи, которые сберегли установленный Богом брак. Блудное сожительство было погублено в потопе, - но вначале оно погибло в потопе блуда и греха. Институт семьи - это первый институт, сотворенный Богом еще даже до грехопадения. И все, что дальше происходит в человечестве промыслом Божьим, направлено на сохранение семьи, как социального института, на продолжение рода.

Блудное сожительство, неспособность к нормальному браку означает мощное вырождение человечества. Ведь люди не думают о потомстве как о тех, кто должен постигать истину, законы любви, Божью волю. У них есть только животные чувства.

Конечно же, деградация не может остаться без последствий, а это в первую очередь война, потому что для людей, устремленных к своему материальному благополучию вопреки истине и на основе ненависти к другим, жизнь не такая уж ценность. Вот сейчас разгорается «корейский кризис», люди готовы истреблять других, и трудно представить себе, что человечество может удержать от гигантского катаклизма, эквивалентного уровню самоуничтожения.

Именно в Церкви институт семьи сохраняется, он имеет сакральный смысл, и в этом отношении власть родителей над детьми всегда сопровождается любовью. Это не эгоистичная власть. Она всегда направлена на то, чтобы потомство имело возможность приобщиться к жизни вечной – высшей форме познания истины. Поэтому Церковь всегда стоит на страже семьи, выделяя при этом четко три состояния – блудное сожительство, зарегистрированную установленную в государстве форму брака и, конечно, брак благословенный от самого Бога в таинстве венчания. И дай Бог нашему народу оставить все эти заблуждения и подойти к принципам самосохранения. Так что можно всех только поздравить с радостью восресения и провозгласить – Христос воскресе!

Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова:

Это естественные процессы индивидуализации, так называемой «атомизации» общества. Это общество состоит из людей, которые думают в первую очередь о себе, и в последнюю – о близких. Поэтому они и выбирают форму союза, в которой максимально удобно им самим. Я не могу об этом судить как социолог, но могу как священник, делая вывод из бесед с теми, кто брак заключать не хочет. Так вот: одна из основных причин этого - нежелание обязательств, ответственности, возможность уйти из отношений в любое удобное время. Человек живет с ощущением того, что как только ему станет некомфортно - заболел ли его партнер, стал ли меньше зарабатывать, - он может уйти. И как только это происходит, он сразу отправляется на поиск новых удобных отношений.

Причем чаще виновниками сожительства оказываются мужчины. Женщины хотят быть хоть сколь-нибудь защищенными, уверенными в мужчине, в завтрашнем дне. А мужчины, увы, сейчас инфантильны, они перестали брать на себя ответственность. Из-за таких мужчин и рушится брак.

Кроме того, мы сами не показываем пример достойного брака. Несколько столетий назад по-другому жить было невозможно. Люди вступали в брак не потому, что очень хотели ответственности – другой формы совместной жизни мужчины и женщины на Руси и в Европе просто не было. Как только влияние христианства на умы ослабло, люди перестали видеть смысл в том, чтобы вступать в брак.

Конечно, когда мы призываем жить именно в браке, а не сожительствовать (а сожительство, то есть блуд - один из самых тяжелых грехов). И речь идет не просто о штампе в паспорте. До революции никто в паспорта штампы не ставил, Церковь просто венчала, это и было браком. Мы призываем к любви, ответственности, взаимным обязательствам, верности, а если люди относятся к браку формально, то и печать в паспорте их ответственными не сделает.

Источник

Русский голос



Слово Пастыря

Вконтакте